Россия, г. Москва,
Ул. Новокосинская, д. 24 кор.2

Сюрреализм

Неповторимые образы и формы и искусстве
ART Studio «Art of Russia»

Название этого направления в искусстве произошло от французского слова, похожего по звучанию. В переводе оно обозначает «сверхреализм». Это направление появилось именно во Франции в 1920-х годах прошлого века. Основоположником нового течения был писатель Андре Бретон. Что касается живописи, то в ней, впрочем, как и в любом виде искусства предполагалось, что зритель должен непременно узнать то, что отображено. То искусство, которое предложил публике сюрреализм ни в каком случае узнанным быть не может. То, что показывали сюрреалисты в своих работах, попросту не существует в реальном мире! Те образы, которые мы можем видеть на картинах С. Дали, И. Танги, М. Эрнста, Р. Магритта и других мастеров настолько же неповторимо и уникально, как уникален и внутренний мир этих художников. Это игра фантазии, явь вперемешку с обрывками сновидений, личных образов … Поэтому сюрреализм следует понимать не как высший реализм в искусстве, а скорее как некую «надреальность» или «сверхреальность» со своими неповторимыми методами, формами и образами.

Картина маслом на холсте Более 100 произведений от 6 500 руб. Картины на заказ Художник напишет картину для вас Портреты на заказ Портреты маслом по фотографии

В сюрреализме предполагается, что художник не отображает не только конкретного предмета из окружающего его мира. Для художника не должно существовать даже конкретной темы! Произведения художественного искусства в этом направлении стремятся выразить тайны бессознательного и подсознательного в глубине человеческой психики. Это бессознательное и может быть материализовано посредством искусства. В теории сюрреализма подчеркивается, что задача творчества не сводится к отображению окружающей реальности, это скорее – поиск путей выхода на реальность высшую, в которой только и могут присутствовать скрытые от глаз тайны бытия и самого мироздания. В таком случае художник как бы берет на себя роль посредника между высшими тайнами и обыденным миром. То препятствие, которое теоретики сюрреализма усматривали в непосредственном взаимодействии человека и его подсознания, высшего разума заключалось в наличии знаний, представлений разума, приобретенных в процессе жизни.

 

Сюрреализм ни в коей мере не подразумевает единства стиля. Напротив, творения объединяет скорее неповторимость и непревзойденная индивидуальность, в которой проявляется личность художника. Среди наиболее известных приверженцев данного направления можно найти некое сходство в особенностях стилей С. Дали, И. Танги, Де Крико, М. Эрнста и других художников. Трепетное непостоянство внезапных образов, их непостоянство и изменчивость проявляются в художественном стиле авторов. Предметы на их картинах часто не имеют строгих очертаний, они гибкие, слегка «вязкие» по внешнему виду. Часто принимают причудливые и необычные формы (капле видные, округлые, как бы «тягуче-бесформенные» и пр.). Внешние формы могут не только не соответствовать сюжету картины в целом, но, и открыто противоречить ему. Предметы и фигуры (как например, на полотнах С. Дали) могут быть искаженными и деформированными. Сам факт успеха сюрреалистической живописи был для многих весьма неожиданным. В парижских изданиях того времени появлялись статьи, где авторы с удивлением отмечали необычайную широту и полную неожиданность успеха художников.

 

И действительно, их первые шаги часто проходили на грани скандального эпотирования публики. Так М. Эрнст на одной из своих ранних картин нарисовал женщину в красном, которая шлепает ребенка, лежащего на ее коленях. При этом в окне помещения просматриваются 3 фигуры, отчетливо напоминающие Арагона, Элюара и самого художника. Картина была названа «Богоматерь, наказывающая младенца Иисуса перед тремя свидетелями», что естественно вызвало протесты со стороны религиозной общественности.
Сальвадор Дали утверждал, что если сам художник понимает свою картину, то ему лучше …вообще не писать ее. И еще он рекомендовал авторам творить как бы в полусне. Убаюкиваясь «легкими ветерками воспоминаний …».

 

Само восприятие зрителем картины сюрреализма так же должно быть освобождено от груза излишних знаний, приобретенных ранее сведений и шаблонных оценок. «Подключенным» в миг восприятия может быть только лишь чувственное восприятие и воображение. Направление сюрреализма оказалось завершающим в творческих поисках творцов XX века. Оно довольно быстро распространилось из Франции по всему миру и проявилось и в литературе и в кино, театральном искусстве и философии.
И лишь только в тогдашнем СССР работы С. Дали называли бессмысленными фантасмагориями и «бредовыми видениями, которые только подчеркивают бессмысленность бытия».

 

 

logos2

 

 

Вернуться

MODUL111