Абстракционизм
ART Studio «Art of Russia»
Сам термин «абстракционизм» возник от латинского слова, обозначающего удаление или отвлечение от чего-либо. Абстракционизм стал тем видом искусства, в котором оно престало быть предметным, или фигуративным. Целью абстракционистов перестало быть отображение реально воспринимаемых предметов, доступных для визуального познания. Это направление, будь то в живописи, графике или скульптуре предполагает, что зритель не должен ассоциировать видимое им с узнаваемыми предметами.
Возникновение абстракционизма, как художественного направления началось с того, что некоторые художники в самом начале 20 в. начали экспериментировать с отображением композиций вне конкретных предметов и фигур. Это П. Клее, В.В. Кандинский, Р. Делоне, Ф. Купка и многие другие. Наибольшую известность получили В.В. Кандинский, К.С. Малевич, и П. Мондриан. В.В. Кандинского принято считать как бы «первооткрывателем» в этой области, подразумевая его художественные работы 1910 – 1912 гг. В своих теоретических трудах Кандинский утверждал, что искусство самодостаточно само по себе, и способно не только отображать или копировать окружающую реальность, но и создавать свою собственную.
Существует несколько видов и техник абстракции: она может быть аналитической, геометрической, лирической и др. Если живопись, как и все иные виды искусства, перестают быть только лишь демонстрацией мастерства художника, а становится способом его личностного самовыражения, то абстракционизм можно считать наиболее подходящим путем для этого. Ведь художественное (и любое другое) творчество являются для человека насущной внутренней потребностью. Смысл этой потребности состоит именно в самовыражении, утверждении своей отличности от других. Абстракционизм, как способ самовыражения – наилучший выход для этого стремления.
В Америке наибольщий пик в развитии абстрактного искусства пришелся на середину 20 века. К этому времени принадлежат работы таких художников, как М. Тобей, Б. Диллер, Б.У. Томлин, и др. Среди художников Европы, независимо пришедших к абстрактной живописи можно назвать Ж. Матье, Ж. Фотрие, Дж. Капрогосси, А. Ланского, М. Эстоева, С. Полякова и др. В Париже в 1950 г. возникла первая художественная мастерская, в которой Ж. Девань и Э. Пиле учили молодые таланты преодолевать в живописи реалистический взгляд на мир, создавать в картине свой. Особый мир, используя средства живописи. В 50-х годах абстрактные работы создает и великий А. Матисс. О своих работах в этом направлении он говорил, что его рисунок – это наилучший способ прямого и чистого выражения эмоций.